Рубрики | Блог Воклеса

Повесть о Петре и Февронии в современном прочтении

08 июля 2013, Воклес

С 2008 года у нас появился новый государственный праздник, упорно называемый в СМИ «Днем Петра и Февронии». Не каждый знает, чем славны это персонажи, решил и я прочитать «Повесть о Петре и Февронии Муромских» в изложении Ермолая-Еразма (современник Ивана Грозного).

Какой же пример для подражания можно вынести из этой истории?? Решайте сами. Повествуя современным языком события выглядят так:

Знакомство князя Петра и девицы Февронии

Малоэротичную историю о том как змей изнасиловал жену брата Петра можно пропустить. Фактом стало то, что после убийства змея Петр подхватил от него проказу. Почему отмщением занимался брат, а не сам пострадавший, обоснование есть и останавливаться на этом не будем.

Итак, болезнь не лечится, что неудивительно в то время, князю плохо и «послал он всех приближенных своих искать врачей». Один из слуг зашел в дом и увидел «за ткацким станком сидела в одиночестве девушка и ткала холст, а перед нею скакал заяц» — зрелище действительно нерядовое. Далее девушка начала изъясняться столь иносказательно, что посетитель буквально обалдел. Чего стоила только фраза «брат мой пошел сквозь ноги смерти в глаза глядеть», оказалось, что брат бортник висит на дереве и смотрит вниз на то место, куда может навернуться. Такая манера изъясняться была принята за высшее проявление мудрости и слуга спросил может ли она вылечить князя, на что девушка ответила утвердительно. Однако условием излечения было «если я не стану супругой ему, то не подобает мне и лечить его» (!!??)  Откуда такая меркантильность? Или это тоже проявление мудрости – ну действительно чего зря стараться.

Князь пообещал, но думая, что хитрее всех,  решил девицу кинуть. Девица же дала мазь с рецептом: «пусть он помажет этим все тело свое, где есть струпья и язвы. А один струп пусть оставит непомазанным». Простодушный князь так все и сделал, «мазью помазал язвы и струпы свои» — выздоровел («только один струп остался»), после чего отбыл восвояси, решив отделаться деньгами. Не тут-то было, не надо быть медиком, что бы сообразить, что от  одного ступа проказа опять пошла по всему телу!

Понятно, что Петр приполз опять, уже без намерения обмануть, на что девица «то же самое лечение определила ему», мазали на этот раз все тело или этот один струп дама сама уже замазала после свадьбы – история умалчивает. «Таким-то вот образом стала Феврония княгиней».

Как вам сюжет? Мудра ли Феврония? Безусловно, еще как мудра, так ловко и выгодно выйти замуж! Только в чем здесь пример для подражания молодому поколению?

Пора супружества

После смерти старшего брата Петр становится правителем Мурома.

Ну, оценивать нравы тех времен смысла нет, хотя показателен факт, как бояре пытаются опорочить княгиню: «собирает в руку крошки, будто голодная!». За этим следует проверка: «повелел, чтобы она пообедала с ним за одним столом» — хороша супружеская жизнь!

Наконец бояре ставят князю ультиматум «не хотим, чтобы княгиня Феврония повелевала женами нашими». Как же поступает «кроткий Петр» — «Скажите об этом Февронии, послушаем, что она скажет». Мудрая Феврония выслушав ультиматум и посулы соглашается уйти с условием, что ей отдадут, что она ни попросит. Бояре радостно соглашаются: «Что ни назовешь, то сразу беспрекословно получишь». Тогда следует следующее заявление «Ничего иного не прошу, только супруга моего, князя Петра!». Каково! «Блаженный же князь Петр не захотел нарушить божиих заповедей …», короче, подчинился супруге. Всё это поступки не мужа, но подкаблучника!

Кстати до этих событий повествователь называл Петра «благоверным князем», а с этого момента «блаженным», но об этом позже.

В-общем, сели они на лодки и поплыли по Оке, далее описывается вечерний пикник на берегу. Однако, кончилось все хорошо – бояре в этот  же день «в распре друг друга перебили», а утром уже на место пикника прискакали гонцы и умоляли вернуться.

Хочется только упомянуть событие, случившиеся на реке, которое описывается буквально во всех источниках. Княгиня приглянулась одному их хлопцев (женатых), она попросила его зачерпнуть воды из реки с одной стороны судна и выпить ее, а затем с другой. После поинтересовалась: «Ну, что? Одинакова ли вода или одна слаще другой?» «Одинакова» — ответил мужчина. «И женское естество одинаково, — сказала ему Феврония. – Зачем же ты, свою жену оставив, думаешь о другой?», говоря современной пословицей «Ни у кого поперек нет, у всех вдоль». Пусть такую мудрость оценивают дамы – я скажу только, что это единственное упоминание в повести о чувствах. Показательно и то, что путешествовали они с  князем в разных суднах!

Последние дни

Петр и Феврония приняли монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния. Они молили Бога о том, чтобы умереть в один день и завещали положить свои тела вместе, заранее приготовив гробницу из одного камня с тонкой перегородкой –это общеизвестно. Что меня заинтересовало: В последние дни Феврония- Евфросиния занималась тем, что «вышивала лики святых на воздухе» — и это не в смысле «вне помещения, на природе» , а в буквальном смысле! Следует это из дальнейших слов повествователя. В это время Петр, почувствовав последний час, трижды посылал к ней со словами: «жду тебя, чтобы вместе отойти к Богу», «Недолго могу ждать тебя», «Уже умираю и не могу больше ждать!». Что же отвечала она: «Подожди, пока дошью воздух», чем занималась, когда Петр умирал — со слов повествователя «Она же в это время заканчивала вышивание того святого воздуха», (вы вообще представляете как выглядит  человек вышивающий воздух?) и только на третий раз «остановилась, и воткнула иглу свою в воздух» и  «послала сказать, что умирает вместе с ним».

Ну а дальше начались общеизвестные события, как дважды хоронили их в разных местах (монахам нельзя вместе), а они оказывались наутро в одном, том самом приготовленном гробу.

Выводы

Девица шантажом женила на себе князя. Супружеские отношения странные – едят за разными столами, плывут в разных лодках, детей, что не удивительно, не было. Это образец христианского брака? Князь инфантильный — вместо того, что бы управлять боярами сваливает решение проблем на на супругу.  Верность? Ну да была с её стороны, со стороны князя – сомневаюсь. Ну умерли в один день. Это что пример для подражания?

Особо хочу коснутся определения «Блаженный  Петр и блаженная  Феврония». В словаре церковных терминов «блаженный» толкуется так: «См. юродивый.», а термин «юродивый» — (слав. глупый, безумный).  Я с таким определением Петра и Февронии согласен.

2 Комментарии к этой публикации

  1. Ирина пишет:

    Во-первых, прошло очень много времени. Эта сказку пересказывали не один раз. Каждый добавлял туда что-то свое.Может именно в этом они видели счастье, так как жили в бедноте и тесноте. Мечтали поесть вдоволь, чтобы никто не мешал, и поспать, чтобы никто не лягал.И в итоге вот что получилось.

    Во-вторых, в большинстве своем люди были малограмотны, не смогли красиво изложить это повествование.

  2. максим пишет:

    Легенды существуют, чтобы поддерживать в людях веру в доброе начало мира, примеров обратной стороны и без того слишком много. Вряд ли браки заключаются с убеждением, что когда-нибудь все равно будет развод. А «умерли в один день» — крупица надежды на мирскую справедливость, что второй половине не удастся отдохнуть на том свете в одиночку.

Ваш отзыв

Фотогалерея, случайное фото

Празднования Дня города Заволжье.
6 августа 2011г.

Реклама
Реклама
Август 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

ПОХОЖИЕ САЙТЫ